Постановление администрации НАО от 15.10.2014 N 385-п "Об утверждении Положения по осуществлению внутреннего финансового контроля"
АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2014 г. № 385-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации НАО от 24.09.2015 № 308-п)
В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить Положение по осуществлению внутреннего финансового контроля согласно Приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Заместитель главы Администрации
Ненецкого автономного округа
по правовым вопросам -
представитель губернатора
Ненецкого автономного округа
в Собрании депутатов
Ненецкого автономного округа
М.И.ОПЕХТИН
Приложение
к постановлению Администрации
Ненецкого автономного округа
от 15.10.2014 № 385-п
"Об утверждении Положения по осуществлению
внутреннего финансового контроля"
ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации НАО от 24.09.2015 № 308-п)
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение устанавливает требования к организации, подготовке, проведению и рассмотрению результатов внутреннего финансового контроля главными распорядителями средств окружного бюджета, главными администраторами доходов окружного бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита окружного бюджета (далее - главный администратор).
2. Для целей настоящего Положения:
под внутренним финансовым контролем понимается непрерывный комплексный процесс, осуществляемый руководителем и иными должностными лицами главного администратора, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры составления и исполнения окружного бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры), направленный на достижение целей, закрепленных в статье 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
под бюджетным риском понимается возможность наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренних бюджетных процедур;
под составляющими внутренних бюджетных процедур понимаются действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, и иные управленческие решения, осуществляемые главным администратором в рамках его полномочий (далее - составляющие операции).
3. Задачей внутреннего финансового контроля является повышение экономности и результативности использования бюджетных средств, обеспечение законности выполнения внутренних бюджетных процедур, своевременное выявление недостатков (нарушений), допущенных в ходе исполнения внутренних бюджетных процедур.
4. Предметом внутреннего финансового контроля являются внутренние бюджетные процедуры и составляющие операции.
Раздел II
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
5. К внутренним бюджетным процедурам, в отношении которых обязательно осуществление внутреннего финансового контроля, относятся:
1) составление и представление документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта окружного бюджета, в том числе обоснований бюджетных ассигнований, реестров расходных обязательств;
2) составление и представление документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам окружного бюджета, расходам окружного бюджета и источникам финансирования дефицита окружного бюджета;
3) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя средств окружного бюджета;
4) составление и направление документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи окружного бюджета, доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств окружного бюджета;
5) составление, утверждение и ведение бюджетных смет, свода бюджетных смет;
6) формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных главному администратору государственных учреждений;
7) исполнение бюджетной сметы;
8) принятие и исполнение бюджетных обязательств;
9) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей, поступления источников финансирования дефицита в окружной бюджет, пеней и штрафов по ним;
10) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в окружной бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
11) принятие решений о зачете (уточнении) платежей в окружной бюджет;
12) процедуры ведения бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, проведение инвентаризаций;
13) составление и представление бюджетной отчетности, сводной бюджетной отчетности.
6. Порядок взаимодействия должностных лиц главного администратора по внутреннему финансовому контролю, процедуры подготовки к осуществлению внутреннего финансового контроля, формы систематизации и анализа информации о результатах внутреннего финансового контроля, выявления и разработки предложений по минимизации бюджетных рисков, контроля выполнения решений, принятых по рассмотрении информации о результатах внутреннего финансового контроля, порядок формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля определяются правовым актом главного администратора.
7. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель главного администратора.
Раздел III
ПОДГОТОВКА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
8. Подготовка к осуществлению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля, примерная форма которой приведена в Приложении 1 к настоящему Положению.
Карта внутреннего финансового контроля утверждается руководителем главного администратора.
9. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
1) анализ внутренних бюджетных процедур и составляющих операций, основанный на идентификации и оценке бюджетных рисков по ним, в целях установления необходимости проведения контрольных действий и определения эффективных форм контроля;
2) формирование перечня внутренних бюджетных процедур с указанием составляющих операций, в отношении которых необходимы контрольные действия.
10. В карте внутреннего финансового контроля по каждому предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о лице, ответственном за выполнение составляющей операции, периодичности ее выполнения и о должностных лицах, проводящих контрольные действия, их периодичности и способах, а также формах контроля, предусмотренных в разделе IV настоящего Положения.
11. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
1) до начала очередного финансового года, но не ранее 1 ноября и не позднее 25 декабря;
2) при принятии решения руководителем главного администратора о внесении изменений в карту внутреннего финансового контроля;
3) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющие необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
12. Копии карты (актуализованной карты) внутреннего финансового контроля в течение пяти рабочих дней со дня утверждения (актуализации) направляются главным администратором в Аппарат Администрации Ненецкого автономного округа.
(в ред. постановления администрации НАО от 24.09.2015 № 308-п)
Раздел IV
ПРОВЕДЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
13. Внутренний финансовый контроль проводится в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля в следующих формах:
1) самоконтроль осуществляется должностными лицами при совершении ими внутренних бюджетных процедур и составляющих операций;
2) контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителем главного администратора (руководителем выполняющего внутренние бюджетные процедуры структурного подразделения главного администратора) путем авторизации составляющих операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами;
3) контроль по уровню подведомственности осуществляется главным администратором в отношении внутренних бюджетных процедур и составляющих операций, совершаемых структурными подразделениями (должностными лицами) подведомственных главному администратору получателей бюджетных средств путем проведения контрольных действий, указанных в пункте 15 настоящего Положения;
4) мониторинг осуществляется главным администратором в виде регулярных в установленные главным администратором объеме и сроки сбора и анализа информации о результатах исполнения внутренних бюджетных процедур с оценкой качества их выполнения на основе установленных главным администратором количественных и (или) качественных расчетных показателей о результативности использования бюджетных средств.
14. Внутренний финансовый контроль проводится с соблюдением периодичности и форм контроля, устанавливаемых в карте внутреннего финансового контроля, посредством контрольных действий.
15. При внутреннем финансовом контроле осуществляются контрольные действия, к которым относятся: проверка оформления документов, являющихся основаниями для выполнения бюджетных процедур и составляющих операций на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, авторизация составляющих операций, сверка данных, оценка качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом и подразделяются на визуальные (без использования прикладных программных средств автоматизации), автоматические (с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц) и смешанные (с использованием программных средств автоматизации с участием должностных лиц при инициации или завершении операции).
Раздел V
РАССМОТРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
16. Информация о результатах внутреннего финансового контроля должна содержать в том числе отражаемые в количественном (денежном) выражении выявленные нарушения положений нормативных правовых актов Российской Федерации и Ненецкого автономного округа, регулирующих бюджетные правоотношения, актов главного администратора, сведения о нарушениях (недостатках) при исполнении внутренних бюджетных процедур или составляющих операций, а также сведения о причинах и обстоятельствах возникновения нарушений (недостатков) с предложениями мер по их устранению (недопущению впредь).
17. Информация о результатах внутреннего финансового контроля в полном объеме отражается в журнале внутреннего финансового контроля, примерная форма которого приведена в Приложении 2 к настоящему Положению, в течение одного рабочего дня после ее получения, подлежит учету и хранению в установленном порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
18. Информация о результатах внутреннего финансового контроля не реже одного раза в полугодие представляется руководителю главного администратора с одновременным направлением копии в Аппарат Администрации Ненецкого автономного округа не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
(в ред. постановления администрации НАО от 24.09.2015 № 308-п)
Указанная информация представляется в течение одного рабочего дня с даты выявления нарушений, влекущих применение к главному администратору или подведомственному ему получателю бюджетных средств (либо их должностным лицам) мер ответственности.
19. По итогам рассмотрения информации о результатах внутреннего финансового контроля руководитель главного администратора принимает решение(я):
1) об устранении выявленных нарушений (недостатков) и сроках их устранения, о проведении служебных проверок либо об отсутствии оснований применения перечисленных мер;
2) о внесении изменений в карту внутреннего финансового контроля.
Руководитель главного администратора информирует Аппарат Администрации Ненецкого автономного округа о принятом решении в течение пяти рабочих дней с даты его принятия.
(в ред. постановления администрации НАО от 24.09.2015 № 308-п)
20. Главный администратор с периодичностью не реже одного раза в полугодие обобщает информацию о результатах внутреннего финансового контроля и принимает решения, направленные на уменьшение наиболее значимых бюджетных рисков, в частности:
1) по совершенствованию (принятию) правовых актов главного администратора, приведению их в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ненецкого автономного округа;
2) по внедрению программных продуктов, позволяющих оптимизировать ведение внутреннего финансового контроля, предусматривающих автоматические контрольные действия в отношении отдельных контролируемых операций;
3) по уточнению прав доступа пользователей главного администратора к используемым им базам данных, к вводу и выводу информации из используемых им баз данных;
4) по уточнению вопросов учетной политики главного администратора;
5) по уточнению прав по формированию финансовых и бухгалтерских документов, а также прав доступа к активам и записям;
6) по вопросам ведения кадровой политики, в том числе в части распределения должностных полномочий и обязанностей, повышения квалификации, устранения конфликта интересов;
7) по устранению иных факторов бюджетных рисков.
21. Главный администратор осуществляет контроль выполнения решений, принятых по рассмотрению информации о результатах внутреннего финансового контроля.
22. Главные администраторы обязаны представлять в Аппарат Администрации Ненецкого автономного округа запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового контроля.
(в ред. постановления администрации НАО от 24.09.2015 № 308-п)
23. В случае выявления по результатам внутреннего финансового контроля бюджетных нарушений, за которые установлена ответственность Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, информация о таких нарушениях и подтверждающие документы направляются в Аппарат Администрации Ненецкого автономного округа в течение трех рабочих дней с даты выявления нарушения.
(в ред. постановления администрации НАО от 24.09.2015 № 308-п)
24. Главный администратор вправе определить порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля, примерная форма которой приведена в Приложении 3 к настоящему Положению, на основе данных журналов внутреннего финансового контроля.
Приложение 1
к Положению по осуществлению
внутреннего финансового контроля,
утвержденному постановлением Администрации
Ненецкого автономного округа
от 15.10.2014 № 385-п
Примерная форма
Карты внутреннего финансового контроля
"УТВЕРЖДАЮ
_________________________________
(наименование должности
руководителя главного
распорядителя средств окружного
бюджета, главного администратора
доходов окружного бюджета,
главного администратора
источников финансирования
дефицита окружного бюджета
(далее - главный администратор))
_________ _______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"___" _________ 20__ г.
Карта внутреннего финансового контроля
___________________________________________________________
(наименование главного администратора)
на _______ год
Наименование структурного подразделения главного администратора
______________________
№ п/п
Предмет внутреннего финансового контроля (внутренняя бюджетная процедура, составляющая его операция (далее - операция), форма документа)
Правовой акт, регулирующий выполнение операции
Контрольный срок исполнения операции
Ответственный за выполнение операции (формирование документа)
Периодичность выполнения операции (формирования документа)
Ответственные за осуществление внутреннего финансового контроля с указанием ФИО, должности
Способ, форма, метод внутреннего финансового контроля
Периодичность осуществления внутреннего финансового контроля
Подпись ответственного за осуществление внутреннего финансового контроля
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Начальник структурного подразделения _________ _____________________
главного администратора (подпись) (расшифровка подписи)
"___" _________ 20__ г.".
Приложение 2
к Положению по осуществлению
внутреннего финансового контроля,
утвержденному постановлением Администрации
Ненецкого автономного округа
от 15.10.2014 № 385-п
Примерная форма
"Журнал внутреннего финансового контроля
в __________________________________________________________
(наименование структурного подразделения главного
распорядителя средств окружного бюджета, главного
администратора доходов окружного бюджета, главного
администратора источников финансирования
дефицита окружного бюджета)
за 20__ год
№ п/п
Дата осуществления внутреннего финансового контроля
Должность, Ф.И.О. лица, осуществлявшего внутренний финансовый контроль (далее - субъект внутреннего финансового контроля)
Объект внутреннего финансового контроля (Ф.И.О. должностного лица с указанием должности)
Предмет внутреннего финансового контроля
Проверенный период
Результаты внутреннего финансового контроля <*>
Причины возникновения нарушения <*>
Подпись субъекта внутреннего финансового контроля
Отметки об ознакомлении с результатами внутреннего финансового контроля объекта внутреннего контроля с указанием должности, фамилии и инициалов
Предложения для устранения нарушения и (или) причин, ему способствующих <*>
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
--------------------------------
<*> В случае если результаты внутреннего финансового контроля (суть нарушения), причины возникновения нарушения и предложения по их устранению изложить кратко не представляется возможным, данные сведения оформляются дополнительной справкой в произвольной форме, подписываемой должностным лицом, осуществившим внутренний финансовый контроль, справка оформляется кратко и лаконично. В данной графе соответственно указываются реквизиты соответствующей справки. Данная справка прилагается к настоящему журналу (номер и дата справки должны соответствовать номеру и дате соответствующей записи в настоящем журнале).".
Приложение 3
к Положению по осуществлению
внутреннего финансового контроля,
утвержденному постановлением Администрации
Ненецкого автономного округа
от 15.10.2014 № 385-п
Примерная форма
"Отчет о результатах внутреннего финансового контроля
в ________________________________________________________
(наименование главного распорядителя средств окружного
бюджета, главного администратора доходов окружного
бюджета, главного администратора источников
финансирования дефицита окружного бюджета
(далее - главный администратор))
за ____________ (период)
№ п/п
Наименование внутренних бюджетных процедур и составляющих операций
Виды выявленных нарушений
Мероприятия по устранению нарушений
Принятие мер к должностным лицам
1
2
3
4
5
____________________________________ _____________ ______________________".
(наименование должности руководителя (подпись) (расшифровка подписи)
главного администратора)
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: