Постановление администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 26.12.2014 N 3355 "Об утверждении Методики оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
АДМИНИСТРАЦИЯ МО "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "ГОРОД НАРЬЯН-МАР"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2014 г. № 3355
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "ГОРОД НАРЬЯН-МАР"
В соответствии с Методикой оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27.05.2013 № 290, положением "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и экспертизы действующих нормативных правовых актов муниципального образования "Городской округ "Города Нарьян-Мара", утвержденным постановлением Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 26.12.2014 № 3354, Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" постановляет:
1. Утвердить Методику оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (Приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава МО "Городской округ
"Город Нарьян-Мар"
Т.В.ФЕДОРОВА
Приложение
к постановлению Администрации МО
"Городской округ "Город Нарьян-Мар"
от 26.12.2014 № 3355
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
"ГОРОД НАРЬЯН-МАР"
I. Общие положения
1.1. Настоящая Методика оценки регулирующего воздействия (далее - Методика) разработана в соответствии с Положением о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и экспертизы действующих нормативных правовых актов муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденным постановлением Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 26.12.2014 № 3354 (далее - Положение), в целях методического обеспечения оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов муниципальных нормативных правовых актов, разрабатываемых органами местного самоуправления "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - проект акта, разработчик).
1.2. В Методике применяются определения в соответствии с Положением.
1.3. Методика содержит рекомендуемый порядок действий при подготовке проекта муниципального нормативного правового акта, формировании сводного отчета и проведении публичных консультаций по проекту муниципальных нормативных правовых актов, а также подготовке уполномоченным органом заключений об оценке регулирующего воздействия.
1.4. Процедура ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в целях обоснованного выбора способа правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнений лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием.
1.5. Методология проведения ОРВ и порядок представления полученных результатов должны обеспечивать предоставление объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения нового правового регулирования, всем заинтересованным лицам.
II. Подготовка муниципального нормативного
правового акта и сводного отчета
2.1. Положения настоящего раздела Методики применяются в отношении подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов и сводных отчетов.
2.2. В соответствии с положениями пунктов 7 и 8 Положения после принятия решения о подготовке проекта акта разработчик готовит проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет.
2.3. Требования к содержанию сводного отчета установлены пунктом 9 Положения и Приложения 1 к Положению.
2.4. Общие рекомендации по составлению сводного отчета.
2.4.1. Сводный отчет должен содержать сведения, предусмотренные пунктом 8 Положения. В случае отсутствия указанных сведений уполномоченный орган возвращает его разработчику на доработку.
2.4.2. В сводном отчете приводятся источники использованных данных. Расчеты, необходимые для заполнения разделов сводного отчета, приводятся в приложении к нему.
2.4.3. Информация об источниках данных и методах расчетов должна обеспечивать возможность их верификации. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные должны быть приведены в приложении к сводному отчету в полном объеме.
2.5. Рекомендации по заполнению раздела 1 сводного отчета "Общая информация".
Разработчиком в настоящем разделе указывается:
- полное наименование разработчика проекта муниципального нормативного правового акта;
- вид и наименование проекта муниципального нормативного правового акта;
- предполагаемая дата вступления в силу муниципального нормативного правового акта;
- краткое описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование;
- краткое описание целей предлагаемого правового регулирования;
- краткое описание содержания предлагаемого правового регулирования.
2.6. Рекомендации по заполнению раздела 2 сводного отчета "Описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование".
2.6.1. Разработчик формулирует проблему, требующую, по его мнению, введения дополнительного правового регулирования.
Формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования.
В этой связи наличие поручений по разработке тех или иных нормативных правовых актов не может само по себе, без анализа возможных путей реализации указанных поручений, являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования и, соответственно, не должно использоваться при формулировании проблемы.
По тем же причинам не может рассматриваться в качестве проблемы отсутствие нормативного правового регулирования в определенной сфере.
По возможности проблема должна оцениваться количественно с использованием данных из официальных и (или) иных опубликованных данных, которые могут быть верифицированы. В целях выбора наиболее эффективного регулятивного решения требуется максимально полное описание проблемы, в том числе с использованием данных из нескольких независимых источников.
2.6.2. В данном разделе сводного отчета также приводится информация о времени возникновения и выявления проблемы. Разработчику необходимо определить, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась или усилия по ее решению были безрезультатными. Если проблема существует в течение длительного времени и предпринимались определенные меры, направленные на ее решение, то необходимо указать, какие именно меры и когда они были предприняты, а также какой был результат.
2.6.3. Разработчиком указываются группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Описание следует начинать с групп, которые в наибольшей степени будут затронуты новым регулированием (у которых возникают новые обязанности, права, в отношении которых устанавливаются запреты или ограничения).
Источниками информации об адресатах разрабатываемого правового регулирования могут быть статистические данные в разрезе видов экономической деятельности, в разрезе муниципалитета, данные различных государственных и муниципальных реестров, иные данные, которые можно получить из открытых источников. Целесообразно также использовать результаты исследований рынков, иные независимые исследования. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с раскрытием методов их получения.
В ходе проведения анализа групп потенциальных адресатов регулирования разработчику необходимо оценить, как может измениться число и состав участников общественных отношений в результате введения предлагаемого им регулирования. Методы прогноза динамики указанных групп выбираются разработчиком по своему усмотрению.
Результатом анализа групп потенциальных адресатов регулирования и их прогнозной динамики должны стать выводы разработчика о том, учитывает ли проект акта законные интересы участников указанных групп, а также о влиянии изменения их численности и структуры на инвестиционный и предпринимательский климат в отдельных отраслях, регионах, экономике в целом.
2.6.4. В целях доказательства актуальности проблемы и количественного измерения ее масштабов в данном разделе сводного отчета необходимо привести описание негативного воздействия и последствий существования данной проблемы (негативные эффекты, возникающие в связи с наличием проблемы), которые могут проявляться в следующем:
- наличие риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц (для количественной оценки таких последствий служат данные о случаях причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний и пр.);
- наличие необоснованно высоких издержек применения участниками отношений установленных процедур (могут быть оценены на основе сопоставления стоимости и продолжительности аналогичных процедур в других регионах, а также анализа обращений граждан и организаций);
- недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками общественных отношений, вследствие которого возможно недобросовестное поведение более информированных участников, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции, неэффективного распределения ресурсов и иные негативные последствия;
- наличие других негативных эффектов для общества, экологии, безопасности, состояния конкуренции, инвестиционного климата, социального благополучия и пр.
2.6.5. Причины возникновения проблемы описываются разработчиком с учетом положений пункта 2.6.1 настоящей Методики. Исследование факторов, поддерживающих существование проблемы, соотносится с мерами, принятыми ранее для решения проблемы, достигнутых результатов и затраченных ресурсов.
2.6.6. В ходе анализа причин невозможности устранения проблемы самими участниками соответствующих общественных отношений (без вмешательства органов местного самоуправления) разработчику необходимо обосновать, почему без введения нового правового регулирования проблема не может быть решена.
При оценке перспектив дальнейшего развития рассматриваемой проблемы в качестве инструмента анализа может быть использован сценарный прогноз. В случае, если возможны несколько сценариев развития событий, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых наиболее возможным оказывается тот или иной сценарий.
2.6.7. Разработчиком приводится описание и анализ примеров регулирования в соответствующих сферах деятельности в других муниципальных образованиях Российской Федерации с учетом экономических, правовых, географических и других особенностей применения указанного регулирования. Указанный анализ должен включать также рассмотрение проблем, на решение которых было направлено регулирование, оценку расходов адресатов данного правового регулирования, а также показателей, по которым оценивалась эффективность предлагаемых норм регулирования.
При анализе опыта регулирования в других регионах Российской Федерации разработчикам необходимо обращать внимание, насколько соотносимыми являются экономические, географические, социальные условия в этих регионах и в Ненецком автономном округе.
2.6.8. Для выявления и оценки масштаба проблем в различных сферах общественных отношений могут быть использованы в том числе следующие источники информации:
- обращения участников общественных отношений в муниципальные органы, свидетельствующие о возможном возникновении проблемы;
- данные органов муниципального контроля (надзора), статистические данные (например, данные о росте числа случаев причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, нанесения экологического ущерба);
- данные, полученные из средств массовой информации в результате опросов общественного мнения, иные данные, полученные из независимых исследований, информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- результаты оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов, в ходе которой может быть выявлено несоответствие заявленных целей действующих нормативных правовых актов фактическим результатам, достигнутым в ходе их применения.
2.6.9. В данном разделе сводного отчета приводится любая дополнительная информация, позволяющая более точно охарактеризовать проблему с количественной и качественной сторон, оценить масштаб негативных последствий, а также наличие возможных взаимосвязанных проблем и последствий для участников рассматриваемых общественных отношений.
2.7. Рекомендации по заполнению раздела 3 сводного отчета "Определение целей предлагаемого правового регулирования и индикаторов для оценки их достижения".
2.7.1. При определении целей правового регулирования разработчику необходимо представить качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования.
Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень ее достижения с течением времени. Указанные условия необходимы для обеспечения возможности последующего контроля эффективности предлагаемого разработчиком правового регулирования.
Соответствие заявленной цели регулирования характеру проблемы, описанной в разделе "Описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование" сводного отчета, является одним из важных условий выбора наиболее эффективного решения для регулирования указанной проблемы.
2.7.1.1. При формулировании целей регулирования разработчику необходимо руководствоваться следующими положениями:
- формулировка цели должна быть конкретной (исключающей размытые формулировки, например, "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие", иные формулировки, не позволяющие в дальнейшем оценить степень ее достижения);
- цель должна быть понятной для лиц, не обладающих профессиональными знаниями;
- формулировка цели должна исключать возможность неоднозначной трактовки планируемого результата;
- формулировка цели должна позволять измерить степень ее достижения, точно определить момент ее достижения по конкретным значениям показателей результативности;
- формулировка цели должна оставлять свободу выбора средств и методов достижения требуемого результата и не должна предопределять выбор конкретного способа ее достижения;
- в формулировке цели характеристики конечного результата не должны подменяться описанием средств достижения.
2.7.1.2. Ожидаемые сроки достижения поставленной цели должны быть конкретно определены. В случае, если достижение заявленной цели занимает длительный промежуток времени, он должен быть разделен на более короткие этапы, имеющие свои промежуточные результаты.
2.7.1.3. Определять периодичность мониторинга достижения целей предлагаемого правового регулирования необходимо с учетом реальных возможностей оценки результатов регулирования. Итоги мониторинга должны позволить сделать выводы об эффективности предложенного регулирования и сформировать предложения о целесообразности его продолжения.
Разработчиком указываются количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют степень достижения целей регулирования. Показатели должны быть указаны по каждой цели. В случае если показатель не рассчитывается статистическими органами, указываются способ его расчета и источники получения информации.
В случае, если показатель не рассчитывается статистическими органами, необходимо оценить затраты на ведение мониторинга, включая затраты на сбор исходных данных и их обработку.
2.8. Рекомендации по заполнению раздела 4 сводного отчета "Качественная характеристика и оценка численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (их групп)".
2.8.1. Разработчиком указываются группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Описание следует начинать с групп, которые в наибольшей степени будут затронуты новым регулированием (у которых возникают новые обязанности, права, в отношении которых устанавливаются запреты или ограничения).
Источниками информации об адресатах разрабатываемого правового регулирования могут быть статистические данные в разрезе видов экономической деятельности, в региональном разрезе, данные различных государственных реестров, иные данные, которые можно получить из открытых источников. Целесообразно также использовать результаты исследований рынков, иные независимые исследования. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с раскрытием методов их получения.
2.8.2. В ходе проведения анализа групп потенциальных адресатов регулирования разработчику необходимо оценить, как может измениться число и состав участников общественных отношений в результате введения предлагаемого им регулирования. Методы прогноза динамики указанных групп выбираются разработчиком по своему усмотрению.
2.8.3. Результатом анализа групп потенциальных адресатов регулирования и их прогнозной динамики должны стать выводы уполномоченного органа при подготовке заключения о том, учитывает ли проект муниципального нормативного правового акта законные интересы участников указанных групп, а также о влиянии изменения их численности и структуры на инвестиционный и предпринимательский климат в отдельных отраслях и (или) экономике муниципального образования в целом.
2.9. Рекомендации по заполнению раздела 5 сводного отчета "Изменение функций (полномочий, обязанностей, прав) органов местного самоуправления, а также порядка их реализации в связи с введением предлагаемого правового регулирования".
2.9.1. Разработчику необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права органов местного самоуправления города Нарьян-Мара, которые вводятся или изменяются проектом муниципального нормативного правового акта.
Разработчику также необходимо указать, каким органом местного самоуправления данные функции будут реализовываться, описав предполагаемый порядок осуществления соответствующих функций. В данном порядке должны быть отражены все новые процедуры, вытекающие из требований вновь вводимого регулирования, такие как проверки (выборочные, сплошные, документарные, выездные), прием и анализ отчетности, выдача разрешений, согласование, экспертиза документов.
2.9.2. Если проектом акта предусмотрены изменения имеющихся функций (введение новых функций) органов местного самоуправления, разработчику необходимо рассчитать, в какой мере изменятся административные расходы (затраты рабочего времени, накладные расходы), необходимые для осуществления данных функций. Разработчику необходимо привести данные об изменении таких расходов по всем органам местного самоуправления, реализующим соответствующие функции.
Разработчику следует учитывать, что любые новые действия, процедуры, связанные с введением новых функций, предполагают появление дополнительных расходов. Прогноз объема расходов на осуществление новой функции может производиться на основе данных по аналогичным по характеру и объему деятельности функциям.
2.9.3. Указываются также любые иные ресурсы (финансовые, материальные, временные), которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате введения (изменения) функций органов местного самоуправления. При невозможности дать стоимостную оценку указанных ресурсов необходимо дать их оценку в натуральном выражении.
2.10. Рекомендации по заполнению раздела 6 сводного отчета "Оценка дополнительных расходов (доходов) бюджета муниципального образования, связанных с введением предлагаемого правового регулирования".
2.10.1. Разработчиком дается оценка расходов городского бюджета и оценка возможных поступлений, вызванных введением, изменением или отменой предлагаемого правового регулирования. Данная оценка проводится в разрезе новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов местного самоуправления, указанных в разделе "Изменение функций (полномочий, обязанностей, прав) органов местного самоуправления, а также порядка их реализации в связи с введением предлагаемого правового регулирования" сводного отчета.
Оценка расходов и возможных поступлений приводится в текущих ценах соответствующих лет. При оценке расходов и возможных поступлений используются индексы-дефляторы в соответствии с актуальным прогнозом социально-экономического развития муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на среднесрочную перспективу.
2.10.2. При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
Виды единовременных и периодических расходов приводятся в соответствии с видами расходов городского бюджета (по выбору разработчика) с необходимыми расшифровками и пояснениями (например, "расходы на содержание дополнительной численности", "расходы на создание информационной системы мониторинга").
2.10.3. Для отражения расходов муниципального образования указывается наименование органа местного самоуправления. При оценке расходов (возможных поступлений) внебюджетных фондов приводится наименование внебюджетного фонда.
2.10.4. Данные о возможных поступлениях (доходах) городского бюджета представляются администраторами доходов (администраторами источников финансирования дефицита бюджета).
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка доходов, а также единовременных и периодических расходов.
2.10.5. В данном разделе сводного отчета также приводятся иные имеющиеся сведения о расходах (возможных поступлениях) городского бюджета. В частности, в данном разделе рекомендуется указывать соотношение расходов и возможных поступлений в течение периода действия нормативного правового акта (в случае, если потоки указанных расходов и поступлений неравномерны во времени).
2.11. Рекомендации по заполнению раздела 7 сводного отчета "Изменение обязанностей (ограничений) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и связанные с ними дополнительные расходы (доходы)".
2.11.1. Разработчиком приводятся новые обязанности и ограничения или изменения существующих обязанностей и ограничений, которые вводятся проектом акта в отношении групп участников отношений, указанных в разделе "Качественная характеристика и оценка численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (их групп)" сводного отчета.
Разработчику необходимо также кратко описать предполагаемый порядок организации исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений (например, необходимость использования новых технологий, оборудования для выполнения вводимых требований, предоставление дополнительной отчетности органам местного самоуправления или потребителям продукции, ограничения по месту или времени осуществления деятельности). Если такой порядок должен быть определен другим нормативным правовым актом, разработчиком указывается на необходимость его принятия.
2.11.2. Разработчиком указывается оценка влияния проекта акта на совокупный уровень доходов и расходов всех участников отношений.
Для каждой группы участников отношений, прямо или косвенно затронутых предлагаемым регулированием, приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов.
Указанная оценка проводится в разрезе групп, в том числе косвенно затронутых регулированием. Оценка расходов и доходов приводится в текущих ценах соответствующих лет. При оценке расходов и доходов используются индексы-дефляторы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную перспективу.
2.11.3. Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным.
При характеристике расходов необходимо выделять единовременные и периодические расходы. Периодические расходы должны быть приведены с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов следует использовать официальные статистические данные, данные опросов представителей заинтересованных групп лиц (в том числе предложения, поступившие в связи с размещением уведомления о разработке проекта акта), социологических опросов, независимых исследований и других источников.
Для оценки периодических расходов должно приниматься во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
При необходимости допускается применение иных методов расчетов с соответствующим обоснованием.
2.12. Рекомендации по заполнению раздела 8 сводного отчета "Оценка рисков неблагоприятных последствий применения предлагаемого правового регулирования".
2.12.1. В целях прогнозирования возможных негативных последствий принятия проекта муниципального нормативного правового акта разработчиком производится оценка риска того, что заявленные цели регулирования не будут достигнуты, а также риска нежелательных последствий для адресатов, а также лиц, не являющихся адресатами предлагаемого разработчиком правового регулирования.
При подготовке сводного отчета разработчиком производится:
- оценка рисков решения проблемы предложенным способом (рисков невозможности достичь целей регулирования);
- оценка рисков негативных последствий (в том числе риски негативного влияния предлагаемого способа регулирования на сферы, которые не являются предметом данного регулирования).
2.12.2. При оценке рисков решения проблемы предложенным способом рассматриваются следующие виды рисков:
1) риски несоответствия между способом регулирования и заявленными целями регулирования.
Реализация таких рисков возможна, если предлагаемый проект акта направлен на решение части проблем (не все проблемы были выявлены разработчиком). К методам контроля данного вида рисков можно отнести мероприятия по улучшению контроля за сбором и верификацией данных, изучение опыта решения проблемы в других муниципальных образованиях, "пилотное" внедрение проекта акта, правовой эксперимент;
2) риски недостаточности механизмов для реализации предложенного способа решения проблемы.
Данные риски могут быть вызваны как положениями иных нормативных правовых актов, а также положениями международных договоров, ограничивающими возможность выбора методов или нивелирующими результаты предлагаемого регулирования, так и недостатком существенной для решения проблемы информации и опыта регулирования в данной отрасли.
Меры по минимизации данных рисков, а также возможных последствий их реализации могут заключаться в обеспечении комплексного подхода к решению выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты) и использовании механизмов общественного мониторинга и контроля реализации нормативного правового акта;
3) риски невозможности обеспечения контроля соблюдения требований, вводимых новым регулированием.
Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствием механизмов контроля либо полномочий по контролю, а также с высокими расходами при осуществлении такого контроля). При анализе данных рисков должны оцениваться возможности обеспечения эффективного контроля за соблюдением предлагаемых требований муниципальными органами и обществом;
4) риски недостаточности необходимых материальных и человеческих ресурсов.
При оценке вероятности реализации данного вида рисков необходимо рассматривать возможности дополнительного ресурсного обеспечения мер, направленных на решение проблемы, осуществляемых как муниципальными органами, так и иными участниками отношений. В качестве механизмов минимизации данного вида рисков должны рассматриваться возможности бюджетного финансирования дополнительного ресурсного обеспечения предлагаемых разработчиком мероприятий, а также обучения муниципальных служащих и представителей хозяйствующих субъектов;
5) риски несоответствия предложенного способа регулирования уровню развития или распространения необходимых технологий.
В связи с неизбежностью присутствия данного риска при регулировании определенных сфер (промышленная безопасность, наилучшие доступные технологии, защита окружающей среды, нормативы допустимых выбросов), вызванного неравномерностью экономического развития, разработчиком должен предлагаться приемлемый, по его мнению, уровень данного риска. Для ограничения указанного риска разработчиком должны учитываться реальный уровень развития и применения новых технологий, знаний, машин и оборудования, предусматриваться переходные периоды вступления в силу нового регулирования.
В случае выявления разработчиком указываются иные риски решения проблемы предложенным способом.
2.12.3. При анализе рисков негативных последствий от внедрения предлагаемого проекта акта разработчиком должны приниматься во внимание, в том числе, следующие виды рисков:
- риски для инвестиционного климата, связанные, в том числе, с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов;
- риски для развития малого и среднего предпринимательства, связанные, прежде всего, со стоимостью открытия нового бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемых мер регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
- риски для состояния конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими (либо определенным категориям хозяйствующих субъектов), а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностью недобросовестной конкуренции;
- риски для безопасности и качества продукции, связанные с недостаточностью рыночных механизмов контроля, которые не всегда могут обеспечить контроль за качеством продукции самими потребителями;
- риски для окружающей среды, которые могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, невозможностью достичь заявленных целей по снижению такого воздействия;
- социальные риски, которые могут быть связаны как с возможным сокращением числа занятых и уровня заработной платы в той или иной сфере, так и с воздействием регулирования на социальное неравенство, бедность, миграционные процессы и иные социальные характеристики.
В рамках анализа рисков влияния предлагаемых мер правового регулирования могут рассматриваться и иные возможные последствия, в том числе:
- макроэкономические (влияние предлагаемых мер регулирования на экономический рост, производительность труда, инфляцию);
- производственные (влияние на развитие техники и технологий);
- последствия в сфере внешнеэкономической деятельности.
2.12.4. По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности его наступления. В случае отсутствия возможности расчета точного значения указанной вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности.
Для каждого выявленного риска указываются:
- меры, направленные на снижение данного риска (организационно-технические, методологические, информационные, мероприятия по мониторингу);
- оценка степени контроля рисков в процентах.
В случае отсутствия возможности расчета точного значения степени контроля рисков допускается указание соответствующего интервала или оценочной характеристики:
- полный контроль (заявленные меры, направленные на минимизацию риска, позволяют полностью исключить его влияние либо его влияние будет стремиться к нулю);
- частичный контроль (заявленные меры частично способствуют снижению влияния риска);
- возможность контроля отсутствует (меры по снижению риска отсутствуют либо не оказывают влияния на вероятность реализации риска).
2.12.5. Наличие рисков решения проблемы предложенным способом либо рисков негативных последствий введения предлагаемого регулирования не является достаточным основанием для отказа от предлагаемого разработчиком способа решения проблемы.
В то же время при выявлении высоких рисков невозможности достижения целей регулирования либо негативного воздействия проекта акта необходимо рассмотреть возможные альтернативные варианты правового регулирования (либо вариант отказа от введения нового регулирования в данный момент).
Если предлагаемый способ решения проблемы признается разработчиком наилучшим, несмотря на высокую степень рисков, в обосновании выбора предполагаемого решения проблемы разработчиком должны быть представлены соответствующие обоснования (сравнительный анализ рисков предлагаемого варианта с другими возможными вариантами регулирования).
2.13. Рекомендации по заполнению раздела 9 сводного отчета "Сравнение возможных вариантов решения проблемы".
2.13.1. В процессе выбора наилучшего способа правового регулирования общественных отношений для устранения имеющейся проблемы разработчику необходимо рассмотреть все возможные с его точки зрения способы такого регулирования, принимая во внимание также возможность отказа от любого вмешательства.
2.13.2. Выбор наилучшего из возможных способов регулирования осуществляется разработчиком на основе сопоставления суммарных выгод и издержек потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования, а также оценки соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Указанный выбор осуществляется на основе анализа данных, отражаемых в разделах 4 - 8 сводного отчета.
В отсутствие возможности произвести сопоставление возможных способов регулирования на основе сравнения выгод и издержек каждого из таких способов разработчиком должны быть приведены иные обоснования, доказывающие сравнительные преимущества выбранного способа.
2.13.3. Разработчику необходимо кратко описать, в чем состоят предлагаемый им способ регулирования и иные возможные способы решения проблемы, а также аргументировать выбор предлагаемого им способа решения проблемы.
Наиболее детальные обоснования выбора способа регулирования необходимы для положений, обладающих высокой степенью регулирующего воздействия. При этом разработчику необходимо также обосновать, что требуемый результат не может быть достигнут посредством принятия правового акта с меньшей степенью регулирующего воздействия.
2.14. Рекомендации по заполнению раздела 9 сводного отчета "Оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу нормативного правового акта либо необходимость распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения".
2.14.1. Разработчиком указывается предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, наличие и сроки переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта.
Если отдельные положения проекта акта вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
2.14.2. Если установлены переходный период и (или) отсрочка вступления в силу проекта акта, приводится обоснование необходимости такой отсрочки. Необходимость переходного периода может быть обусловлена, в том числе наличием технологических, экономических, организационных и иных ограничений (необходимо указать, каких именно), не позволяющих группам участников отношений, включая органы местного самоуправления, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей, значительными единовременными затратами участников отношений или городского бюджета, необходимыми для реализации предлагаемого регулирования.
III. Проведение публичных консультаций и составление
отчета о публичных консультациях
3.1. Целями проведения публичных консультаций являются:
- получение дополнительной информации о существующей проблеме, возможных способах ее решения, группах заинтересованных лиц, издержках и выгодах предполагаемых адресатов регулирования;
- обеспечение свободного доступа заинтересованных лиц к процессу выработки решений в рамках процедуры ОРВ;
- поиск баланса интересов разных заинтересованных групп.
3.2. Сроки проведения публичных консультаций определены разделом III Положения и устанавливаются уполномоченным органом с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте муниципального нормативного правового акта. Уполномоченным органом могут быть установлены более длительные сроки проведения публичных консультаций, если это необходимо для достижения целей проведения публичных консультаций. Датой начала публичных консультаций считается дата размещения уполномоченным органом проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета на официальном сайте Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
3.3. Уполномоченный орган извещает о начале публичных консультаций органы и организации, указанные в пункте 16 Положения. В целях получения наиболее полной и достоверной информации в рамках обсуждения результатов проведенной разработчиком оценки регулирующего воздействия проекта акта, отраженных в сводном отчете, уполномоченный орган заинтересован в возможно полном определении круга адресатов разработанного им регулирования и получении от них предложений в ходе проведения публичных консультаций.
3.4. Все полученные в течение срока проведения публичных консультаций предложения учитываются уполномоченным органом и вносятся в сводку предложений, поступивших в связи с проведением публичного обсуждения.
3.5. Кроме получения письменных предложений от участников публичных обсуждений и обсуждения через официальный сайт Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" уполномоченным органом при необходимости дополнительно используются иные формы публичного обсуждения. Предложения, полученные в ходе таких мероприятий, должны фиксироваться разработчиком и включаться в сводку предложений, полученных по результатам публичных консультаций. Возможные формы сбора позиций заинтересованных лиц (групп лиц) описаны в пункте 20 Положения.
3.6. В сводке предложений указываются участник публичных консультаций, который выдвинул предложение, суть полученного предложения, дата получения предложения, способ, которым было получено предложение (электронная почта, почта, указание на иной способ), информация об учете, частичном учете или отклонении предложения, указание на причины полного или частичного отклонения полученного предложения.
В сводке полученных предложений указываются также сведения об общем числе участников публичных консультаций; общем числе полученных предложений, в том числе по проекту муниципального нормативного правового акта и сводному отчету; общем числе предложений, полученных разными способами; общем числе учтенных, учтенных частично и отклоненных предложений.
3.7. По результатам публичного обсуждения проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет, при необходимости, дорабатываются разработчиком.
IV. Порядок подготовки заключений
4.1. Заключение об ОРВ подготавливается уполномоченным органом в соответствии по утвержденной форме (Приложение).
4.2. В заключении делаются обоснованные выводы о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также городского бюджета, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным проектом муниципального нормативного правового акта.
4.3. Детализированные расчеты и статистические данные, подготовленные для обоснования полученных выводов, приводятся в приложении к заключению.
4.4. В случае проведения уполномоченным органом публичных обсуждений в соответствии с пунктом 27 Положения, в заключение в качестве неотъемлемого приложения включается сводка поступивших предложений.
Приложение
к Методике оценки регулирующего
воздействия проектов нормативных
правовых актов муниципального
образования "Городской округ
"Город Нарьян-Мар"
ФОРМА
заключения об оценке регулирующего воздействия
Управление экономического и инвестиционного развития Администрации
муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" -
уполномоченный орган по внедрению процедуры оценки регулирующего
воздействия проектов нормативных правовых актов муниципального образования
"Городской округ "Город Нарьян-Мар" в сфере регулирования
предпринимательской и инвестиционной деятельности - в соответствии с
Положением "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов
нормативных правовых актов муниципального образования "Городской округ
"Город Нарьян-Мар" и экспертизы действующих нормативных правовых актов
муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
рассмотрело проект ________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(наименование проекта нормативного правового акта, проекта поправок
к проектам федеральных законов или проекта решения
Совета Евразийской экономической комиссии)
(далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки
настоящего заключения _____________________________________________________
___________________________________________________________________________
(наименование разработчика, направившего проект акта)
(далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта
акта процедуры, предусмотренные Положением "О порядке проведения оценки
регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов
муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и экспертизы
действующих нормативных правовых актов муниципального образования
"Городской округ "Города Нарьян-Мара", разработчиком соблюдены. Сводный
отчет соответствует установленным требованиям.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего
заключения
____________________________.
(впервые/повторно)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(информация о предшествующей подготовке заключений об оценке
регулирующего воздействия проекта акта)
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена
на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
по адресу: _______________________________________________________________.
(полный электронный адрес размещения проекта акта
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")
В ходе подготовки настоящего заключения были проведены публичные
консультации в сроки с _________________________ по _______________________
(срок начала публичных (срок окончания
консультаций) публичных консультаций)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(краткие комментарии о проведенных публичных консультациях,
включая обоснование необходимости их проведения, количества
и состава участников, основной вывод)
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с
учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, сделаны
следующие выводы .
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(вывод о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения
проблемы предложенным способом регулирования)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(вывод о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные
обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
или способствующих их введению, а также положений, приводящих
к возникновению необоснованных расходов физических и юридических
лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(обоснование выводов, а также иные замечания и предложения)
Указание (при наличии) на приложения.
______________________ ______________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
--------------------------------
В случае, если по результатам оценки регулирующего воздействия
выявлено отсутствие положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и
ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и
иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также
положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и
юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации и установлено наличие достаточного обоснования решения проблемы
предложенным способом регулирования, подготовка заключения об оценке
регулирующего воздействия после указания соответствующих выводов завершена
и дальнейшее заполнение настоящей формы не требуется.
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: